Издание «Ъ» представило исторический путеводитель, который освещает развитие санитарных вопросов в российских городах и показывает, как с течением времени менялись привычки людей и названия мест, обозначаемых буквами М и Ж.
По словам Ильи Мельникова, заместителя генерального директора Новгородского музея-заповедника, в древнерусских источниках упоминания о нечистотах чаще ассоциируются с духовным осквернением или ритуальной чистотой. Протопоп Аввакум, который был лишен сана и подвергнут анафеме за раскол, провел последние 15 лет своей жизни в тюремной земле в Пустозерске, вплоть до казни 14 апреля 1682 года.
Как и многие другие реформы в стране, улучшения в области санитарии начались при Петре I. Молодой реформатор был глубоко обеспокоен антисанитарией в столице. По данным переписи 1890 года, ватерклозетами были оборудованы каждая восьмая однокомнатная и каждая третья двухкомнатная квартира в Петербурге. В «барских» квартирах такие удобства были практически в каждом случае. К 1900 году около 60% петербургских квартир имели ватерклозеты. В 1930-е годы даже в центре города можно было встретить деревянные туалеты во дворах, которые жители могли использовать с разрешения дворника. Екатерина Юхнёва отмечает, что до войны удобства во дворах имелись почти повсеместно, но к 1960-м годам они исчезли окончательно.
В начале ноября этого года в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошла конференция под названием «Anthropoopology: Brown Studies и нечистотный поворот». Ученые поднимали разнообразные темы: от «копрофагии у собак» до «ритуалов и дискурсов о “порче на понос”», а также «феноменологии японских туалетов в контексте техномодернизации» и «практик устранения нужды на арктических станциях начала XX века». Несмотря на кажущуюся открытость к обсуждению этой темы, изменения в бытовых привычках, связанных с туалетами, происходят в России медленно.
Источник: “Ъ”
Как сообщалось ранее – Автоэксперт Субботин объяснил, как автомобили из Китая следует готовить к зиме