В начале июня произошло очередное столкновение позиций России и Китая относительно газопровода “Сила Сибири-2”. Китай настаивает на закупке газа через него по ценам, которые существуют внутри России и в меньших объемах, чем предусмотрено проектом с 50 млрд кубометров. Москва считает эти требования неправомерными.
Китай добывает газ сам, получает от России, Туркмении и Мьянмы по газопроводам, а также закупает сжиженный газ в России и других странах. В то время как потребление энергии в КНР увеличивается, у Китая пока нет острой необходимости в энергоресурсах, что делает его уверенным в переговорах с Россией, предлагая снизить цены и самой оплатить полную стоимость газопровода в 15 млрд долларов или 1,33 триллиона рублей.
Ситуация на российском рынке топлива такова, что выручка “Газпрома” за 2023 год не покрывает операционные расходы компании из-за снижения экспорта газа. В 2022 году доход от экспорта составил 7,3 трлн рублей, а в 2023 году – 2,9 трлн рублей. Цены на газ для европейцев составили 461,33 доллара за 1000 кубометров в 2022 году и 320,3 доллара в 2023, для китайцев – 286,9 и 257 долларов соответственно. Снижение связано с санкциями ЕС. В Европу поставляется от 50 до 75 млрд кубометров газа в год, что меньше трети объемов до введения санкций. “Турецкий поток” загружен на половину. Внутренняя цена газа в России – 5 785 рублей или 65,18 доллара за 1000 кубометров, в то время как для стран Западной Европы в апреле 2024 года цена была 320,3 доллара. Россия предложила Китаю скидку до 28% от европейской цены или 257 долларов, что в 4 раза превышает внутренние цены в РФ.
Разумеется, высокие скидки, требуемые китайцами, не могут быть удовлетворены, так как это для нас эквивалентно предоставлению газа бесплатно. Отсутствие соглашения по “Силе Сибири-2” может привести к сокращению добычи газа в России и открытию новых направлений, например, в Индию. Однако полное прекращение сотрудничества с Китаем не предполагается, а переговоры для достижения более выгодных условий для обеих сторон будут, конечно, продолжены.
Как сообщалось ранее – Ходаковский: Цели СВО по денацификации и демилитаризации Украины уходят на второй план