На российском рынке автокредитования наблюдается значительный кризис. Феврале 2025 года выданные кредиты сократились на 42,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а общая сумма займов упала на 50%.

Главной причиной этого спада являются действия Центрального банка, который с июля 2024 года усилил контроль и установил надбавки к коэффициентам риска для заемщиков с высокой долговой нагрузкой. В результате банки начали ужесточать требования к клиентам, у которых показатель долговой нагрузки превышает 50%. Высокие процентные ставки и рост цен на автомобили также создали дополнительные барьеры для заемщиков.
В 2024 году, напомним, автокредитование значительно увеличилось из-за отложенного спроса и активных продаж автомобилей китайских марок. Однако большая часть кредитов была направлена заемщикам с высоким уровнем финансового риска, что вызвало тревогу у регуляторов. Введенные ограничения негативно сказались на доступности автокредитов для многих клиентов.
Кроме ужесточения регуляции, на рынок повлияли растущие таможенные пошлины, увеличение утилизационного сбора и проблемы в логистике, что также привело к росту цен на автомобили.
С апреля 2025 года Центробанк получил право устанавливать лимиты на выдачу автокредитов, которые начнут действовать с июля. Эта мера будет регулировать объем кредитования в зависимости от долговой нагрузки заемщиков, что заставит банки пересмотреть условия кредитования. В то же время для отдельных категорий граждан, таких как семьи с детьми и участники спецоперации, существуют государственные программы льготного кредитования с обязательными условиями — первоначальным взносом и покупкой автомобилей российского производства.
Субсидированные автокредиты, снижающие процентные ставки до 0–10%, стали важным инструментом в текущей ситуации, позволяя автопроизводителям привлекать клиентов и сокращать кредитные расходы. Однако эксперты предупреждают, что снижение субсидирования может негативно сказаться на рынке и уменьшить доступность автомобилей.
Риск-политика Центробанка остается одним из ключевых факторов, который может способствовать стабилизации рынка. Состояние рынка будет также зависеть от изменений ключевой ставки. Ожидается, что активизация в секторе автокредитования начнется не ранее второй половины 2025 года, если будет смягчена жесткая денежно-кредитная политика. Несмотря на текущие проблемы, рынок продолжает адаптироваться, и участники, такие как дилеры и банки, ищут новые способы поддержки продаж.
Источник:Коммерсантъ
Как сообщалось ранее — Сразу 3 нейропсихолога подтвердили жизнь после смерти