Исследователь Анна Воробьева из Института археологии РАН провела анализ статистических данных о размещении архитектурных элементов в курганах позднего бронзового и раннего железного веков. Полученные результаты позволили трактовать северную часть этих сооружений как «мир мертвых», а южную — как «мир живых».

Это исследование опубликовано в сборнике материалов VIII конференции молодых ученых, подготовленном Институтом археологии РАН. В рамках работы Воробьева изучила архитектуру 126 курганов, находящихся в Юго-Восточной Прибалтике. Среди них представлены объекты самбийской культуры, существовавшей на этой территории в конце II тысячелетия до н.э. Для этой культуры характерны небольшие курганы с развитой каменной архитектурой.
Ключевыми элементами подобных сооружений являются каменные ящики и псевдоящики, венцы, панцири, крепиди и другие. Характерная черта — наличие четко оформленного центрального захоронения, к которому позже добавлялись дополнительные элементы.
«На стыке позднего бронзового и раннего железного веков самбийская культура уступила место родственной западно-балтийской культуре, в погребальных памятниках которой отсутствует центральное захоронение, — отмечает Воробьева. — В курганах этого типа фиксируется длинный каменный ящик или псевдоящик, в который поочередно помещаются урны с прахом».
Анализ объектов позволил выявить, что курганы обеих культур имеют признаки внутреннего зонирования. Например, это видно по ориентации погребений и камер, которые располагались по определенным осям в соответствии с направлениями света.
В частности, во всех западно-балтийских курганах были найдены длинные каменные ящики или псевдоящики, расположенные с юга, юго-востока или юго-запада и имеющие выход к подножию кургана. В 19 курганах выявлены каменные вымостки различной конструкции, в которых отсутствуют захоронения и которые расположены преимущественно на южной стороне, часто примыкают к погребальной камере.
«Часто входные захоронения как в насыпи, так и у ее основания сосредоточены в южной части кургана, — указывается в работе. — Северная часть, напротив, обычно не содержит дополнительных объектов, но иногда встречаются следы горения, вероятно, от погребального костра».
Воробьева подчеркивает, что пристройки, дополнительные камеры, каменные вымостки и ритуальные объекты почти всегда сосредоточены на южной стороне курганов, тогда как на северной стороне дополнительных объектов не наблюдается, но могут обнаружиться следы погребального костра.
«Предполагается, что такое зонирование пространства связано с мировоззрением, — заключает автор работы. — Вероятно, здесь происходит разграничение «мира живых» и «мира мертвых»: мертвые уходили на север, а вход в курган был возможен только с юга».
Источник: Исторический журнал «Родина»
Как сообщалось ранее — Солдату РФ, который добровольно сдался ВСУ, грозит 16 лет колонии