Тридцать девять лет назад, в марте 1986 года, была принята Европейская конвенция, направленная на защиту позвоночных животных, используемых в экспериментальных и иных научных целях.

Первое и, возможно, единственное научное исследование, посвященное общей численности лабораторных животных, используемых в мире ежегодно, было опубликовано в 2008 году. Оно содержало данные за 2005 год по 37 странам, а также статистическую модель для 142 государств. По оценкам организации по защите прав животных PETA, в этих исследованиях было задействовано около 111 миллионов только крыс и мышей. В Канаде в 2022 году исследованиям подверглись 3,52 миллиона животных, а в Великобритании — 2,68 миллиона.
Для проведения исследований выбирают виды животных, наиболее близкие к человеку по физиологии и патофизиологии. Наиболее часто в экспериментах используют мышей и крыс.
В общей сложности в научных и медицинских исследованиях используется не менее 200 видов животных, включая кроликов, хомяков, шиншилл, кошек, собак, хорьков, летучих мышей, свиней, овец, дикобразов, рысей, оленей, дельфинов, аксолотлей, саламандр, лягушек и жаб, черепах, аллигаторов и кайманов, рыбок данио рерио, вьюрков, канареек, голубей и горлиц, домашних кур, перепелов и зебровых амадин. Также используются различные черви и насекомые, в том числе мушки дрозофилы.
В России работа с лабораторными животными регламентируется государственными стандартами (ГОСТ), строительными нормами и правилами (СНиП) и ведомственными нормативными актами. Существуют отдельные ГОСТы для грызунов и кроликов, нечеловекообразных приматов, рыб, амфибий, рептилий и других животных.
Эти документы устанавливают обязательное требование о допуске животных к использованию только при условии соответствия их вида и характеристик целям конкретного доклинического исследования.
«Существует распространенное мнение в СМИ, что ученые – это люди, которые мучают животных в своих лабораториях. На самом деле это не так, ученые-биологи никогда намеренно не причиняют им вред», – утверждает Сергей Апрятин. Он также отмечает, что операции проводятся под анестезией, как и у людей, поскольку иначе невозможно провести процедуру, так как животное будет сопротивляться и защищаться.
«Чрезмерная бюрократия, связанная с идеей о том, что животных вообще нельзя использовать в исследованиях и необходимо переходить на клеточные модели или компьютерный анализ, на мой взгляд, губительна для мировой науки, – считает Апрятин. – К сожалению, на данный момент не существует альтернативы использованию животных для создания лекарственных средств с доказанной безопасностью и эффективностью. Считаю, что мы должны больше заботиться о безопасности людей».
В знак признания заслуг животных люди высоко ценят их вклад в науку и даже устанавливают им памятники. Так, скульптура подопытной кошки находится во дворе главного здания СПбГУ, памятник собаке Павлова установлен в саду Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, а в новосибирском Академгородке в бронзе увековечена лабораторная мышь.
С 2015 года в России действует проект «Виварцы 2.0», целью которого является реабилитация и рехоуминг лабораторных крыс. Участники проекта занимаются поиском новых домов для животных, поступающих из лабораторий, и популяризируют грызунов, в частности крыс и мышей, в качестве домашних питомцев.
Как сообщалось ранее — Художник Кантор, оскорбивший Путина и РФ, хочет представить в Москве свою книгу