История правительственных автомобилей лидеров социалистических стран является весьма увлекательной темой. После завершения Великой Отечественной войны руководители СССР стали использовать только отечественные автомобили для официальных мероприятий, в то время как в странах социалистического блока выбор автотранспорта был более разнообразным. Журнал «За рулем» описал, как автомобили стали важной частью государственной символики в этих странах.
Первым среди советских лидеров, который сменил американский Packard на советский автомобиль, был Иосиф Сталин. В конце 1940-х в Москве был создан бронированный ЗИС-115, основанный на ЗИС-110 — первом легковом автомобиле после войны. Этот лимузин стал символом советской мощи и активно экспортировался в социалистические страны и Финляндию. Президент Юхо Кусти Паасикиви также выбрал ЗИС-115, символизировавший новую эпоху в дипломатии.
В Чехословакии был разработан правительственный автомобиль Skoda VOS с мощным двигателем Praga и бронированной кабиной от завода Skoda. Эти автомобили отправлялись в другие социалистические страны, в том числе в Китай. Тем не менее, основным выбором для высшего руководства Чехословакии оставались советские ЗИЛы.
В 1970-х в Румынии был создан удлиненный внедорожник ARO 304 для официальных мероприятий. Один из таких автомобилей встречал в Бухаресте генсека Михаила Горбачёва. Всего было выпущено не более шести единиц, из которых один отправили в ГДР, а другой — в Ливию.
Китайский завод FAW начал производить представительские лимузины Hongqi, которые стали основным транспортом для высшего руководства страны. Оснащенные V8 двигателями, эти автомобили символизировали экономическую и технологическую независимость Китая. Руководители ГДР, включая Вильгельма Пика и Эриха Хонеккера, также пользовались советскими ЗИСами и ЗИЛами, хотя для ежедневных поездок Хонеккер предпочитал удлиненные шведские Volvo и французские Citroën CX.
Особое внимание заслуживает Mercedes-Benz 600, который, несмотря на западное происхождение, стал популярным в Восточной Европе. Эти автомобили использовались такими лидерами, как Тодор Живков, Николае Чаушеску и Иосип Броз Тито. Даже в Советском Союзе такие автомобили имелись в распоряжении спецслужб, хотя в официальных поездках их старались не использовать.
Как сообщалось ранее – Выяснилась стоимость новой сверхэкономичной Lada Vesta CNG