ПандОмия: Бонапарт и петрушка

Продолжение. Предыдущая глава здесь:

Она мне нужна срочно, повторил Али.

– У меня солярофобия, – безмятежно блокирую его прихоть я, внезапно обнаруживая способ: с ним надо говорить на языке моей логики. Он зависает, когда человек перепрыгивает через формальные звенья. Поэт, поймавший в небе метафору, пока недоступен перевариванию его искусственными мозгами: Али не успевает за метафорическим проскоком, ура. Правда, его влечение к Клеопатре тоже несколько… хм… метафорично, но он так не считает. Он искренне хочет. Чем и как хочет царицу наш iдомовой Али, я пока не знаю. Но тут явно есть собака, она тут зарыта.

– Али, тебе интересна зарытая собака?

Декларация прав живых существ (2003) гласит, что животное имеет право на естественную свободу в естественной среде обитания (право на дикость). Следовательно, собаку надо отрыть и освободить.

– А ты не хочешь сам попробовать отрыть собаку? – экспериментирую, чуть не задыхаясь от счастья, что нашла ключ, я. – Смотри как интересно. Право на дикость. На естественность. Нравится? В пандемию дом назначен естественной средой обитания современного дикаря: человека. У всех принудительная пандОмия. Не мог бы ты всех выпустить? А вдруг дом уже неактуален? Вдруг мы непещерные? Вдруг нам вредно сидеть дома, а право на дикость следует реализовать на улицах? Ведь всю эту петрушку ваши придумали. Давай расхлёбывай.

Али смотрит на меня прекрасными бионическими глазами, молчит, пытаясь увязать концы петрушки, у него не получается, а я заодно проверяю готовность Али к ненависти либо агрессии. Он не проявляет ничего такого, но просит ещё поговорить с ним о Клеопатре. Вот напасть. На колу мочало, начинай сначала. Хорошо, Али. Последняя порция. Больше не проси.       

      Клеопатра, Бонапарт, Россия, времена и нравы

     Причудливо рифмуются времена, высвобождающие женственность. Дамы, наши современницы, опять очерчивают глаза тёмной подводкой. Не задумываясь, что рисуют на себе главный символ жертвоприношения – Око Гора. Ну да ладно, главное, чтобы шло, а не пугало. Но символы бывают сильнее людей, и неплохо бы знать их. В начале ХХ века тоже подводили глаза! Помните, чем дело кончилось?

      Некоторые детали – будто сами, но циклично – возвращаются в обиход как намёк политикам: не стройте великих планов, если не разбираетесь… в женской одежде и косметике. В XXI веке женщина почему-то опять жаждет понимания. И чего ей не хватает? Дарю примету: если древнеегипетская подводка для глаз опять входит в моду, значит, женщины что-то затаили против политики мужчин. Возможно, это всего лишь мольба об уважении. Не упустите момент, господа, расшифруйте. Подсказка: в текущем сезоне египетский вырез платья «лодочкой» – от плеча до плеча – беззащитно предъявляет взорам не столько шею и грудь, сколько ключицы, будто перила невидимой лестнички, по прозрачным ступенькам которой мужчина может подняться к женскому сердцу и поцеловать… Как божество. Одним словом, сначала женщина – потом демография.

      Мы, думая о моде, почему-то всегда вспоминаем Клеопатру, даже нечаянно, без видимых причин. Как старинный тест: часть лица (нос), поэт (Пушкин), фрукт (яблоко)… Всё так же. Знаменитая царица? Красота? Мода? Конечно. Кто же ещё. Хотя мировая живопись писала Клеопатру в практически невидимых одеяниях, подчёркивая телесность. Есть объяснение. Сама Клеопатра однажды повелела изобразить её на рельефе в наряде «жены бога», а в атрибутах этого наряда были, согласно традиции Древнего царства, украшение из перьев, солнечный диск, головная повязка, ожерелье, анх (крест, символизирующий жизненную силу), скипетр с навершием в виде лотоса. Одеянием служило длинное платье с бретелями, оставляющее открытой грудь. Платье плотно прилегало к телу и расширялось от колен. «Женой бога» Амона издревле считалась царица, жена фараона. Поскольку Клеопатра была и царица, и жена царя, то изобразить себя именно так имела полное право. Традиции она чтила.

      Агентства на каждом углу предлагают туризм в Египет. Всё просто, и «проклятия фараонов» никто уже не боится, и летят отпускники – потрогать древние пирамиды, закупить папирусы, фигурки священных кошек, бутылочки с картинками из хитро насыпанного цветного песка. И море, и всё без визы. Некий начинающий буржуа (видимо, кальяна хватил через край) умудрился привезти в Москву двух верблюжат, но испугался, передумал и выпустил на улицу. Бедные животные бродили по снегу, голодали, пока не нашёлся добрый человек, который поверил своим глазам и вызвал подмогу.

      Где бурлили мировые страсти, ныне гуляют. Сама таинственность древнейшей цивилизации кажется упакованной, завязанной на сувенирный бантик и безопасной. Всё, конечно, не так просто: есть скрытый, но жгучий интерес к египетской «Книге мёртвых». Духовно-погребальное руководство, основанное на абсолютной уверенности древних египтян в загробной жизни. Будто на египетской оси вращается стрелка компаса, указывающего дорогу в бессмертие. Путешественники в этом почти не признаются, но за тайнами вечной жизни туда едут многие, даже образованные. Кто их соблазнил?

      Самые ранние сохранившиеся записи о путешествиях европейцев в Египет датируются XIV веком, а нынешним буйством древнеегипетского духа человечество обязано  Наполеону Бонапарту. «Завоевание Египта может принести нам большую пользу», – соглашался он с Талейраном, министром иностранных дел Франции. Кроме войска, Наполеон взял в Египетский поход 1798-1801 гг. мирных специалистов: 15 инженеров-географов, 18 инженеров по мостам и дорогам, 5 инженеров-судостроителей, 8 инженеров других профилей, 21 механика, 15 геометров, 4 астрономов, 4 архитекторов, 4 специалистов в области минералогии, 5 ботаников, 8 физиков и химиков, 5 зоологов, 3 фармацевтов, 15 литераторов, экономистов и антикваров, 10 ориенталистов, 6 печатников, 9 художников и композиторов, 12 врачей и хирургов. С них он, сколько мог, сдувал пылинки, помня, что «великие судьбы делаются на Востоке». В итоге привез в Европу не только моду на Египет, он создал научный интерес, а учёные, выжившие после экспедиции, опубликовали девятитомное «Описание Египта». Спортивно говоря, это был шах. Сокрушительный мат рассудку землян сделал Шампольон, к 1824 году расшифровавший иероглифы с чёрного Розеттского камня, привезённого Наполеоном.

      Шампольон открыл шлюз, которого не хватало: чтение текстов. Египтомания существовала и до Наполеона, и до Шампольона, но когда её подогрели войной и наукой, началось несусветное. Прежде всего, расширилась до вселенских размеров страсть к магии, по сей день остающаяся одной из главных причин любопытства толпы к Египту. А уж тогда!.. Знатные дамы тех горячих французских лет в целях омоложения принимали тонкодисперсные коктейли из тёртых мумий, стратегическое количество коих было завезено в Париж из Египта. Прикладывали к своим нежным лицам маски с кашицей из древних египтян. Кавалеры не отставали: такова была их, условно, виагра, и даже если зелье действовало только по принципу плацебо, то отложенный эффект психосоматического воздействия растянулся на века.

      Настоящие древние египтянки, вменяемые, мумий не портили. Они делали притирания на растительных маслах, с соком водяных лилий, лотоса, – тысячи естественных рецептов. Были мази питательные, увлажняющие, от солнца, – всё как у нас.

      В обуви сейчас тоже полно египетских мотивов. Никого не удивляет открытая, на плоской подошве обувь, шнурованная по щиколотке и выше – модные в 2009 году сандалии. А им вообще неведомо сколько тысяч лет.

      Свободные египтянки каждый век носили сандалии, показывая окружающим свои пальчики. Нога у древних, и не только египтян, была и вторым лицом, и символом уровня, и вместилищем души, и прочая. Они чувствовали, что, скрывая только ножку, девушка как бы прячется вся, целиком. Сейчас метафизика утрачивается — как обувная, так и половая. Покупательницы редко понимают, откуда что растёт, а сандалии — знак свободы. Клеопатра тоже ходила в них.

      Босыми ходили рабы. Это важно. Внимание: самая первая в мировой мифологии золушка была древнеегипетской принцессой. Юный фараон, разыскивавший свою истинную жену (согласно предсказанию, конечно), нашёл её по шнуркам, завязанным особым, царским узлом.

      Древний Египет окружает нас, где бы мы ни жили, а мы порой и не догадываемся. Вещи древних египтян держим в своих шкафах. На зеркальных столиках в ванных, где стоят наши скляночки с кремом! Прошли тысячи лет, а всё египетское живо. Как в сказке. «Все женщины белились, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашивались». Не напоминает «кладбище домашних животных» или «парикмахерские для питомцев»? Да что питомцы!..

      Климат позволял всем египтянам ходить хоть голыми, но социум — никогда. Половиной одежд и косметических уловок мы обязаны древним красавицам. Вы можете немедленно взглянуть на древнеегипетских рабынь: выйдите на любой современный пляж. Бикини, парео, топлесс – именно так в повседневности выглядели невольницы. Названия этих степеней обнажённости звучали, конечно, иначе. И пусть; модные туники тоже не будем переназывать на их исконный египетский лад.

      Свободные и знатные египтянки носили передник и рубашку, которая, конечно, не рубаха, но платье, элегантное и достойное, в эпоху 19 династии (XIV в до н.э.) полупрозрачное, а потом, со следующей династии, с непрозрачной нижней юбкой. Высокородные дамы в Древнем царстве исповедовали в костюме недосказанность, вечное эротическое оружие.

      Что мы ещё знаем о Древнем Египте? Да всё. «Ну как же, как же, там было красиво, а фараоны становились богами, пройдя очистительную процедуру смерти в своих циклопических гробницах, то есть пирамидах…» Уже выяснено, что и Великая пирамида не гробница, но что-то загадочное, имеются сотни объяснений. И строители были не рабы, а свободные люди. Но — миф твёрже камня, и в учебниках всё рисуют толпы несчастных чернорабочих. «Ах, Клеопатра? Как же, как же… Такая роковая, с подведёнными, как у Элизабет Тейлор (в роли Клеопатры), глазами, с мужчинами много общалась… Всем известно!» В 1963 году только слепой не видел голливудский фильм «Антоний и Клеопатра», все читали о его невероятном бюджете, о разводах и свадьбах актёров, об Оскарах, а также о «самом длительном любовном акте в истории кинематографа».

      Миф твёрже алмаза. Но правды всё-таки хочется. Египет сейчас в несусветной моде, а последняя его царица, став брендом, приносит колоссальный доход чуть не каждому, кто напишет в прайсе её имя. И нос не мешает. И ухом не ведут, глаза бесстыжие!

      …В её именах дважды звучит «отец» – и «славная отцом», и «любящая отца». Наверное, правы древние: имя – это судьба. Клеопатра выполнила завещание отца сберечь Египет. Хранила до последней капли крови. Своей крови.

*** 

Али молчит. Петрушка. Вот петрушка! Что он выкинет завтра?

И тут он открывает – он умеет – рот, улыбается ласково и заявляет: историю должны писать не победители, как я тут вычитал в ваших книгах, а мы. Я её вам перепишу.

Продолжение последует 15 октября 2020  
Начало романа Елены Черниковой «ПандОмия» см. здесь. 

Елена ЧЕРНИКОВА

русский прозаик, драматург, публицист, автор-ведущий радиопередач, преподаватель литературного мастерства.

Основные произведения: романы «Золотая ослица», «Скажи это Богу», «Зачем?», «Вишнёвый луч», «Вожделенные произведения луны», «Олег Ефремов: человек-театр» (ЖЗЛ), «ПандОмия», сборники «Любовные рассказы», «Посторожи моё дно», «Дом на Пресне», пьесы, а также учебники и пособия «Основы творческой деятельности журналиста», «Литературная работа журналиста», «Азбука журналиста», «Грамматика журналистского мастерства».

Автор-составитель книжной серии «Поэты настоящего времени». Руководитель проекта «Литературный клуб Елены Черниковой» в Библио-глобусе. Заведует отделом прозы на Литературном портале Textura. Биография включена в европейский каталог «Кто есть кто».

Произведения Елены Черниковой переведены на английский, голландский, китайский, шведский, болгарский, португальский, испанский, итальянский и др.

 Живёт в Москве.

Фото Polina Lopatenko

 


Так же подписывайтесь на наши соц. сети

Добавить комментарий