Тайны создания скульптором Мухиной монумента «Рабочий и колхозница»

Созданный великим советским скульптором Верой Мухиной монумент “Рабочий и колхозница” сразу стал неофициальной эмблемой СССР и был признан величайшим произведением мирового искусства XX века.

Первоначально с идеей его создания для увенчания советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года выступил маститый архитектор Борис Иофан. Он предложил образ, олицетворяющий хозяев советской страны — рабочего класса и колхозного крестьянства — в виде юноши и девушки, высоко вздымающих серп и молот. Статуя виделась ему сделанной из дюралюминия, легкого и светлого, но не блестящего металла, который трудно поддается коррозии. Однако затем инженеры настояли на использовании нержавеющей хромоникелевой стали и сварки вместо заклепок.

Объявленный летом 1936 года конкурс на проект статуи для Парижского павильона был закрытым. Победителем стала Вера Мухина, а выполнить работу ей нужно было всего за 3 месяца.

Мастер смело изменила архитектурный замысел метра Иофана и сделала   композицию динамичной, горизонтальной и воздушной, введя в неё летящий шарф и отброшенные назад руки. Также она отказалась от равновеликости скульптуры и павильона, на который её предстояло установить, заменив этот принцип на размеры, соответствующие «золотому сечению».

Но, самое главное, по замыслу Веры Мухиной, скульптура должна символизировать не триумф народовластия, а динамичность эпохи, творческий порыв строителей коммунизма. Это конечно, вызвало бурное противодействие коллег-архитекторов и подержавших их партработников. Но всем спорам конец положил председатель Совнаркома и тогда ещё второй человек в государстве Вячеслав Молотов сказав: “Ну, поверим автору”.

После этого, 11 ноября 1936 года, проект Веры Мухиной был окончательно утвержден. Работа закипела. Сначала в мастерской Веры Игнатьевны для создания на заводах готового изделия сделали образец скульптуры в 1/15 натуральной величины. Потом ещё и копию в 1/100. Её покрасили серебряной краской и в Планетарии, смоделировав положение и высоту солнца в Париже, посмотрели, как она будет выглядеть там.   

Разработкой каркаса скульптурной группы занимался отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов. Его спроектировали из клепаных стальных листов (вес 48 т) и за 3 недели изготовили на заводе “Стальмост”. Полностью «Рабочего и колхозницу» собрали на предприятии ЦНИИМАШ. Вес нержавеющей оболочки 24-метровой статуи с 30-метровым шарфом достиг 8,5 т, а промежуточного каркаса — 15 т. Работа была уникальной и делалась впервые в мире.   

Однако в те непростые времена, чтобы обезопасить себя, директор завода С. Тамбовцев, на всякий случай, написал в НКВД, что «шарф» может сломать всю группу при порыве ветра, а кое-где вообще можно увидеть профиль “врага народа” Троцкого. К счастью, хода этой бумаге тогда не дали.

Общий вес скульптуры после сборки составил 75 т, высота — 23,5 м, длина руки рабочего — 8,5 м, а высота его головы — 2 м.

В Париж все повезли вместе с каркасом, дерриком и инструментами на поезде из 28 вагонов. На месте композицию собрали за 11 дней. И уже 1 мая 1937 года скульптура «Рабочий и колхозница» засияла в небе столицы Франции.

Она стояла на крыше павильона, представлявшего собой длинное, поднимающееся стремительными уступами здание. А прямо напротив на павильоне Германии красовался огромный герб нацистского рейха — держащий в когтях свастику орел. Но по признанию специалистов, советская композиция из скульптуры и павильона, безусловно, доминировала в общей панораме.

Восхищение французов дошло до того, что начался сбор денег для выкупа статуи у СССР. Тем не менее, её демонтировали и увезли в Москву. А там установили у Северного входа открывшейся в 1938 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Правда на пьедестал высотой всего 11 м, что в 3 раза ниже парижского павильона. 

Всю свою последующую жизнь Вера Мухина просила правительство перенести “Рабочего и колхозницу” на Ленинские горы, чтобы дать ее “детям” высоту и полет.

В 1970-е годы за скульптурой Мухиной был поставлен Монреальский павильон, на рубеже ХХ – ХХI веков, её восприятие  было искажено   строительством поблизости, на проспекте Мира, огромной эстакады.    

Осенью 2003 года «Рабочего и колхозницу» разобрали для реставрации, которая благополучно завершилась лишь в 2009 году. Теперь символ советской эпохи стоит на прежнем месте, но уже на здании, повторяющий формы павильона Иофана для парижской выставки, высотой в 34,5 м.

Олег Климов


Так же подписывайтесь на наши соц. сети

Добавить комментарий