Что делать, если у коллеги трудный характер




 

С так называемыми «трудными людьми» на производстве или в офисе, наверное, встречался каждый. Термин этот в обращение был введен американским психологом Бремсоном, автором книги «Общение с трудными людьми».

В ней он выделяет несколько психологических типов, общение с которыми может легко перейти в конфликт, вызвать агрессию, отрицательные эмоции или породить проблемы. В целом они подразделяются на две большие категории – активных и пассивных.

Активные

Первая объединяет, так называемых, «паровых катков» (грубые, бесцеремонные,  напористые и яростные), «снайперов» (любят иронизировать, говорить колкости, издеваться и плести интриги), «взрывателей» (склонны к вспышкам агрессии не по злобе, а в силу быстровозбудимого темперамента и неустойчивого настроения), «бульдозеров» (расталкивающие всех  и убежденные в собственном превосходстве всезнайки) и «пузырей» (их распирает от сознания своей сверхосведомленности и чувства собственной важности). 

К этой же категории можно отнести «максималистов». Эти настаивают на своем до конца и требуют от других удовлетворения собственных желаний и уступок даже без необходимости.

А так же — «скрытных». Они до поры держат в себе все отрицательные чувства и эмоции, но в самый неожиданный момент обрушивают их на вас в агрессивной форме. 

Пассивные

В эту категорию входят «жалобщики» ( во всем винят судьбу и обстоятельства при полном собственном бездействии), «молчуны» (любят выводить других из себя своим  необъяснимым молчанием), «сверхпокладистые» (всегда говорящие «да» и обещающие поддержку, но в решающий момент, как правило, уклоняются от этого), «вечные пессимисты» (всегда предвидят неудачи и постоянно говорят о них вслух, как будто программируют других на неуспех, отличительный признак – с огромным трудом говорят о чем-то в утвердительной форме), «стопоры» (боятся принять какое-то решение из-за страха ошибки и всегда откладывают его на последний момент), «невинные лгуны» (лгут так, что невозможно понять суть дела), «ложные альтруисты» ( внешне желают добра, но внутренне сожалеют об этом, периодически недовольны и требуют компенсации за свой альтруизм).

Способы защиты

Для защиты от «трудных людей» прежде всего надо преодолеть возникающие при общении с ними отрицательные чувства. Ведь любой из них несет мощный отрицательный заряд, который легко передается окружающим. Если вы поняли, что рядом с вами в офисе или на стройплощадке  работает «трудный человек» постарайтесь  успокоиться и внутренне мобилизоваться.  Затем определитесь – насколько нужен ли вам такой контакт.  Если не очень – просто уклонитесь от общения. А вот если все-таки очень нужен, то надо постараться подобрать к нему ключ. 

Рекомендации такие. С «активистами» надо выглядеть сильным и уверенным в себе. Когда ситуация подходит к критической точке не стесняйтесь дать бой. 

С «пассивными» проявляйте терпение и гибкость, постарайтесь определить первопричину – почему этот человек стал таким.  Если можете ее устранить – сделайте это. 

Надо также понять – со всеми ли «труден» этот человек, или только с вами. Если второе, то дело в вас. Ищите и устраняйте ошибку в своем поведении. Не поддавайтесь энергии «трудности» этого коллеги. Старайтесь воздействовать на него энергией прямо противоположной его разновидности. 

Агрессор должен ощутить, что в случае необходимости вы готовы выстрелить еще большей агрессией. Также эффективно на таких людей действует юмор. 

Всезнайкам «бульдозерам» и «пузырям» противопоставьте иронию. Скромно дайте понять, что вы знаете по данному вопросу еще больше и их самоуверенность выглядит комично. 

«Максималисту» демонстрируйте выдержку и терпение, на фоне которых его завышенные требования выглядят несерьезно.       «Скрытному» покажите свою открытость и нежелание участвовать в интригах по отношению к нему. «Жалобщика» ободрите и пошутите над его привычкой все видеть в мрачных красках. У «молчуна» ищите интересную для него тему разговора и пытайтесь разговорить.

«Сверхпокладистого» постарайтесь поймать на неискренности и нереальности его обещаний и постарайтесь добиться ответственного отношения к своим словам. Для этого надо постараться зафиксировать его внимание и заставить несколько раз повторить обещание. 

«Вечного пессимиста» надо лечить собственным пессимизмом, уважительно относясь при этом к причинам, порождающим его пессимизм, чтобы не оскорбить невзначай его ранимую личность. «Нерешительных» надо постоянно ободрять и тренировать их «волю к победе».  

«Невинных лгунов» регулярно разоблачайте с помощью других коллег.  

«Ложному альтруисту» надо показать небескорыстный характер его внутренней психологической бухгалтерии с приведением ярких моральных аргументов. 

Но в любом случае, в общении с «трудными людьми» главное с самого начала определить их тип и не попасть под их влияние. 

Олег Климов


Новости

Добавить комментарий